Маяковский побывал в Кисловодске и на КМВ первый и единственный раз в сентябре 1927г., провел здесь больше недели.

Этот год был юбилейным для самого Маяковского – ему в июле исполнилось 35, приближалось 10-летие Революции, «горланом» которой он искренне и самозабвенно являлся, — и этот год поэт решил отметить юбилейным летним гастрольным поэтическим туром по Украине, Крыму и Кавминводам. До трагической развязки оставалось 2,5 года…

Уже 12 лет он влюблен в Лилю Брик, 12 лет тесной связи с семьей Брик. Конечно, были кризисы в отношениях в этом тройственном союзе, но при всех увлечениях с обеих сторон — в письмах и телеграммах (в т.ч. с упоминанием предстоящего визита в Кисловодск и уже из Кисловодска), которые изучают многочисленные исследователи — демонстративная преданность и соблюдение своеобразного семейного уклада.

Благодаря книгам и многочисленным статьям признанных авторитетов литературного краеведения Кавминвод В.А. Очмана и Б.М. Розенфельда, вернемся к лету 2017. Наряду с запланированным гастрольным поэтическим вояжем по Крыму и КМВ, Маяковский пытается пересесть в другую «любовную лодку». Это момент, когда на горизонте появляется Наталья Брюханенко, которую Маяковский увидел в Госиздате — симпатичная молодая девушка работала там библиотекарем. Они условились, что когда он будет отдыхать и одновременно работать на Украине, в Крыму и на КМВ – она к нему присоединится.

Владимир Маяковский прибыл в Кисловодск на рассвете 5 сентября 1927г. со своими спутниками – Натальей Брюханенко и чекистом украинского ГПУ Валерием Горожаниным, с которым он в Ялте работал по заказу Ялтинской кинофабрики над сценарием «Инженер д’Арси». Импрессарио Маяковского П.И. Лавут приехал в Кисловодск на 5 дней раньше для подготовки выступлений на КМВ и забронировал в местном «Гранд-отеле» 3 номера, в т.ч. люкс для Маяковского — но «получилось» так, что он сам его занял. И когда больной Маяковский добрался в Кисловодск,- морское путешествие из Ялты в Новороссийск, а потом дорога до Кисловодска оказались трудными – ему хотелось побыстрее отдохнуть и он не настаивал на люксе.

На КМВ Маяковский привез программу «Всем-все», уже обкатанную в украинских городах. Афишный текст выступлений – броский, зазывный интригующий. Маяковский знал в этом толк и умел предугадать пожелания публики. Театр одного актера – таков жанр выступлений-лекций В. Маяковского, в которых всегда было место импровизации и непременный атрибут – общение с залом: полемика, спор, контрвыпады на недружелюбные записки.

На КМВ он выступил трижды (из-за болезни пришлось поменять некоторые ранее заявленные даты выступлений) — 6 сентября — в Пятигорске уже с признаками нездоровья, 11 сентября в Ессентуках, 13 сентября – в Кисловодске, в Железноводске вечер был отменен.

Приходилось читать об аншлаге в Пятигорске, об овации, устроенной в заключение переполненной аудитории — он выступал в Лермонтовской галерее. На самом деле, по свидетельствам очевидцев, все было гораздо прозаичнее. О том, как обстояли дела в Ессентуках – там выступление, как и в Кисловодске, пришлось перенести на неудобные пять часов,- сведений самая малость: слушали внимательно. Маяковский остроумно парировал реплики из зала и остроумно отвечал на записки.

А вот о явно провальном выступлении в Кисловодске на эстраде в Нижнем парке (сейчас на этом месте полукруглая площадка со скамейками, не доходя до клумбы с часами) с сочувствием довольно подробно вспоминает очевидец Н. Серебров (журналист, издательский работник, который хорошо знал Маяковского и общался с ним в течение его пребывания в Кисловодске), убедительно передавая обстановку и выразительные детали на последнем, перед возвращением в Москву публичном выступлении на Кавминводах.

«Вечер был сырой и туманный – после дождя. На скамейках концертной площадки чернели лужицы. Надо было подкладывать на сиденья газету. В электрических лампочках висели желтые червячки – провода в Кисловодске болели склерозом. Капало с деревьев. Публики было мало. Мужчины сидели кучками около женщин. Перешептывались и смеялись. У многих мужчин пониже пальто белели санаторские подштаники. Рядом в парке гуляли, шаркая подошвами, курортники.

Маяковский, заложив палец за жилет, шагал вдоль тусклой рампы и, глядя на публику, чугунным голосом читал стихи.

— Громче! – кричали ему из рядов.

— А вы потише! – отвечал он с эстрады.

Ему бросали записки. Записки были дурацкие. Он отвечал на них резко, «кулаком по башке». Одну спрятал в жилетный карман.

— Вам вместо меня ответит ГПУ.

— Не препятствуй! – заорал от забора пьяный курортник. — За тебя деньги плочены… 3 рубли…

— А вам бы гражданин, лучше в пивную! Там дешевле! – ответил Маяковский под смех и аплодисменты.

Однако почему по три, ведь в Ялте билеты были по два рубля?

Он строго взглянул на Лавута.

Молодежь, прихлынув к барьеру, ожесточенно хлопала. Маяковский оживился.

— Мы вас любим… Приезжайте еще!- сказала бойкая девушка, взметнула кудрями и подала ему цветы.

В каморке за концертной площадкой Маяковский подарил букет пожилой уборщице. Прежде чем взять цветы, вытерла руки об халат и приняла букет как грудного ребенка.

Потом, сидя в шашлычной, Маяковский говорил:

— За каким чертом они ходят меня слушать? Из двадцати записок – половина ругательных… Что я им забор что ли, чтобы марать на мне матерщину? И откуда их столько сюда понаехало? Был буржуй, а теперь прет мещанин с канарейками. Вы что не пьете? Винишко действительно дрянь! Пью из почтения к предкам «Багдади»!»

Маяковский уже заметно устал от продолжительного гастрольного тура и рвался в Москву. Заметим, в памяти мемуаристов не сохранилось ни одного названия произведения, читаемого Маяковским. А ведь он знакомил слушателей с фрагментами только что написанной поэмы «Хорошо!» и с десятком новых стихотворений.

Спустя 90 лет … чтением стихов Маяковского в Кисловодске широко отметили это незабываемое историческое событие в культурной жизни города-курорта прошлого века – поэтические строки звучали ярко, талантливо и современно — на акциях «Читаем стихи у памятника Пушкину» (творческий проект ТеАтРа им. Н. Гумилева) с участием работников и читателей Централизованной библиотечной системы и многочисленных любителей его поэзии.

И.Н. Петросова, зам. директора Централизованной библиотечной системы.

Это событие в дружном порыве подхватили театр-музей «Благодать» и ООО «Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск».

Предыдущая статья«Найти себя … на ярмарке»
Следующая статьяУправлял без права

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь