Вместо «коммунистической пропаганды» под видом западных «конфеток» стали сочиться, а потом и хлынули мощным потоком чуждые нам ценности: стяжательство, индивидуализм, корысть, приоритет личной выгоды, эгоизм, все это под прикрытием такой «красивой пустышки» как свобода индивида.
Понятие «творческое самовыражение» является чисто либеральным, потому что само творчество является ни чем иным, как самовыражением. Понятие это появилось тогда, когда в обиход советского человека «прокралась» такая либеральная ценность, как «эгоизм». Под этим подразумевалось, что каждый человек «сам по себе» и не имеет никаких обязательств ни перед другими людьми, ни перед обществом, в котором он живет.
Выражение: индивид «самовыражается» — подразумевает, что он заявляет о себе, самоутверждается. Допустим, что есть некто, кто не может сделать что-то значительное для народа, для эпохи. Ведь для этого нужно совершенствоваться, работать над собой, тренироваться, учиться и т.д., а это требует сил, долгого труда и упорства. Но существует другой способ, подсказываемый либеральной идеологией – сделай то, что до тебя никто не делал. Прославь этим себя. И появляются рекорды типа кто дальше плюнет, или кто больше съест пирожков. А «рекордсмены» уверены, что их имена «останутся в истории», или, хотя бы, в книге рекордов «Гинесса». Все бы это ничего, поскольку сейчас книги «увы» читают мало, тем паче, книгу рекордов «Гинесса». Но, к сожалению, сейчас имеются социальные сети, в которые можно «выложить видеоролик», и телевидение, которое всяческие «подогревает» зто желание и выкладывает эти видеоролики для многомиллионной зрительской аудитории. Правда, всякий раз следуют нравоучения, что так, мол, делать нельзя, ни в коем случае. Но дети и подростки, не руководствуются «мудрыми нравоучениями», а делают то, что, по их мнению, «храбро и круто», за что «дают больше лайков» их сверстники в социальных сетях. Они лазят по крышам и высоковольтным опорам, обливают себя бензином и поджигают, ездят на крыше электричек и метро, прыгают с высотного моста, перебегают дорогу перед идущими машинами, мучат животных, издеваются над своими сверстниками. Главный герой таких роликов рад. Его тщеславные ожидания удовлетворены. Одним из самых страшных сэлфи — роликов имеющих целью во чтобы то ни было прославиться, заснятый пятнадцатилетними подростками – мальчиком и девочкой, заканчивается трагически. Оба подростка кончают жизнь самоубийством. Их окончательной целью было показать в ролике как они восстают против родителей и полиции, а затем стреляют в себя. Господа читатели! Те, которые за либеральной шелухой еще помнят советские идеалы. Вспомните Павку Корчагина, Зою Космодемьянскую, героев Краснодонцев, вспомните Гайдара отца, который ушел на фронт гражданской войны и командовал полком в 16 лет. За что страдали и погибали молодые советские ребята? За социалистическую идею. Существует ли такая идея сегодня? Нет.
У нас в России не существует государственной идеологии (она конституционно запрещена), несмотря на то, что большинство стран ее имеют. Нет идеологии, нет идеалов. Не существует идеалов, нет настоящих ценностей. Приходится выбирать их из либеральной чепухи
Неуемное тщеславие является одной из ценностей либерализма, тщеславные герои на телеэкранах – наиболее их частые гости. Вспомните наших шоу – звезд и суперзвезд. Вспомните наших «светских львиц» демонстрирующих свои новые силиконовые достижения на бесконечных ток-шоу. Тщеславие, так же как и карьеризм можно рассматривать как самовыражение индивида, его стремление выделится любым способом из окружающего общества, доказательством своей уникальности и значимости. Рады и телевизионщики. Привлеченные экстримом роликов зрители просмотрят больше рекламы. Их прибыль растет.
Специальный проект телевидения – «Мобильный репортер» прославляет авторов таких роликов. Вот ребенок вылетает из автомобиля под колеса следующей машины, вот женщина выпадает из маршрутки на повороте, вот машина с водителем и пассажирами падает в разверзшуюся на дороге трещину, вот на пожилую женщину падает железобетонный столб. Все эти вызывающие сочувствие и жалость кадры сопровождаются уверенными и немного насмешливыми комментариями ведущего. Чему учит и чем ценна подобная телеинформация, кроме того, что можно в перерывы вставлять в нее рекламные ролики? Равнодушию к чужой беде? В них описываются сюжеты, которые, по мнению редактора передачи, обязаны привлечь внимание зрителя своей необычностью. Чтобы зритель удивился или поразился. Никакой художественной или воспитательной нагрузки они не несут. Только барыш рекламодателям.
Само содержание рекламы достойно отдельного анализа. Хотя слово «анализ» здесь не точно отображает действительность. Обычно анализируется сложный объект. Анализ подразумевает представление предмета в виде системы более простых (элементарных) объектов, вскрытие его функциональных и причинно – следственных связей. Неписаный закон рекламы заключается в формуле – «чем глупее, тем лучше», для того, чтобы неискушенный пользователь удивился глупости сюжета, сказал про себя: «Что за чушь!», и запомнил нехитрую песенку, стишок, или просто рефрен, а заодно с этим и рекламируемый товар. Впрочем, в этом лишь один из типов рекламы. У нас нет сейчас задачи досконально изучать все ее особенности – как заставить покупателя купить данный товар – этому посвящены многочисленные учебники этой весьма денежной профессии. Подчас более денежной, чем профессия по изготовлению данного товара. Особенно после того, как искусство рекламы перешло от рекламирования товаров к рекламированию кандидатов во власть во время государственных выборов. Правда, представителей этой «славной» профессии называют не «рекламщиками» а политтехнологами. Собственно говоря, и те и другие руководствуются чисто практическими соображениями – за соответственную цену продать какой угодно, в том числе и «залежалый» товар. Этому даже есть и более точное, чисто народное выражение «впарить товар». Повторим, цена за это соответственная. Это означает, что если, к примеру, товар – это депутат в региональную думу, то цена одна, а если в центральную, то совсем другая. Но оставим эту благодатную, но опасную тему на откуп социологами. Наша задача — обсудить рекламу не персоналий, а именно товаров на телевидении.
Начнем с эффекта, который в простонародье называется «засильем рекламы». Он начинается с очень простого факта: при включении рекламы резко увеличивается звук. Вроде, даже в Думе закон против этого «ухищрения» телевизионщиков принимали – не помогает. Логика их проста: чем больше звук – тем больше денег дают. Далее. Раньше рекламу делали «щадящей» для зрителя. Сначала было объявление, предупреждали, что последует реклама. Давали время, чтобы успеть выключить, перейти на другой канал, или хоть звук уменьшить или убрать. Потом стали агрессивнее и наглее. «Втискивают» рекламный ролик посреди развертывающегося сюжета не прерывая. Чтобы противник (он же зритель) не перехитрил «ответными опережающими маневрами». Причина та же, денежная. Ошарашенный зритель не может сразу сообразить, что он смотрит то ли так лихо разворачивающиеся «экшен блокбастера» то ли прелести новой зубной пасты. До него только после дойдет, что показывали не блокбастер с рекламой пасты, а пасту в окружении блокбастера. Ведь деньги-то дают за пасту. А блокбастер – это для того, чтобы покупатель далеко не убежал. А вот еще один либеральный и абсолютно свободный сюжет. Важную и очень нужную речь Медведева (он раньше работал президентом страны) прерывает ролик рекламы об очень короткой истории любви двух молодых людей. Любовь была очень короткая – всего пять минут и в туалете летящего самолета. Как собачки. Реклама противозачаточного средства. Странно, но на экране не промелькнули цифры 18+; очевидно и это было хорошо проплачено.
Естественно, с такой идеологией телевидения до целенаправленного формирования социально – ориентированных ценностей очень далеко. Тем не менее, ценности здесь формируются, правда, не очень социально ориентированные.
Ранее мы упоминали о том, что для того, чтобы очернить кого-либо или что-либо, достаточно его связать, пусть даже «за уши притянуть», с фактами его компрометирующими. Другой прием, широко применяющийся в технике манипулирования сознанием – это привести факты считающиеся в «данной аудитории» очень положительными рядом с событиями и персоналиями требующими «обеления» или реабилитации.
В последнее время на экране телевизора часто «проплывают» под торжественную мелодию виды российской природы. Вулканы Камчатки, живописные леса Алтая, горные вершины Урала, Байкал. О причине этой последовательности видов можно только догадываться. Одни говорят, что эти ролики сделаны по заказу Географического Общества для укрепления патриотизма россиян, поскольку достижений у нас сейчас «кот наплакал» по сравнению с советским периодом: Москва с ее праздничными нарядами, растущие как грибы спорткомплексы, длинные газовые трубы и модернизированные советские образцы вооружения.
Другие говорят, что это рекламы внутреннего туризма. Так или иначе, виды в роликах действительно привлекательные и вызывают положительные эмоции. Но вот среди этих роликов внедряется ролик о Саяно – Шушенской ГЭС – одной из многочисленных гидроэлектростанций, построенных при советском периоде. Сюжет прост – была одна из самых больших электростанций в мире, на ней произошла авария. Восстановили ее силами современной России. Последний факт акцентируется как достижение. Ни слова о том, что причиной этой грандиозной аварии являлась некомпетентность ее нового (после либерально революции 91 года) руководства, состоящего большей частью из менеджеров и экономистов вместо инженерного состава. Другой ролик посвящен Газпрому, который, по сюжету представляется «народным достоянием». Не будем вдаваться в художественные достоинства ролика, они действительно выдающиеся, поскольку у Газпрома много денег, он потратился на талантливого автора для того, чтобы создать у зрителя иллюзию «своего парня». Череда видеоряда с утверждениями типа: «Сила света, сила красоты, сила тайги» — не вызывает никакого сомнения. Нелогично лишь заключение: из всех этих видеоаргументов и замечательных картинок следует, что Газпром – это народное достояние. Да, в советское время все, что находится сейчас в руках у пяти сотых процента российского населения (владеющих девяностами процентами национального богатства) – все это было общенародным достоянием. «Перестройка» подразумевала переход власти к кучке тщеславных и корыстолюбивых дельцов, при помощи заинтересованных западных «партнеров». Это происходило под «флагом» ложного «подтасованного» тезиса о неэффективности советской экономики и, наоборот, о сверхэффективности частного собственника. Если бы частник оказался бы действительно эффективней, и вдобавок к тому социально ответственным, то быть может это даже оправдало бы грабительскую приватизацию девяностых. Но этого не произошло. Новые русские оказались ненасытными и нечистыми на руку. Народ не любит ни олигархов, ни прикормленных бизнесменов большого бизнеса. Кроме того, тезис об их эффективности развенчан. Появились научные работы, доказывающие, что отношение доли объема инвестиций к доле собственности по основным фондам — показатель инвестиционной обеспеченности основных фондов, для частного собственника равен 0,73. Для государства он 0,91. В 1,24 раза государство более ответственный и прогрессивный хозяйственник, чем частник. Их мнимая эффективность большей частью основывалась на том, что они избавлялись от «непрофильных активов» то есть социально — ориентированной части предприятия. Тем не менее, приватизация продолжается. Если в братской нам Белоруссии государственный сектор экономики 80%, то в России он едва достигает 30%. Доля государства в такой отрасли российской экономики, как производство, передача и распределение газа, пара, электроэнергии и горячей воды всего 13%, кстати, столько же у иностранного капитала, остальное приходится на частную и смешанную собственность. Собственно у Газпрома (50+1)% государственных акций, что дает им право позиционировать себя как «народное достояние». Есть ли чем гордиться нашему народу? На фоне лишь тридцатипроцентного государственного участия в российской экономике и ненасытных аппетитов наших и иностранных олигархов, продолжающих отхватывать лакомые куски общенародной собственности, однопроцентный перевес государства в Газпроме выглядит жалкой подачкой россиянам. И ни сила света, ни сила красоты, ни сила природы, ни сила тайги — никакая сила не заставит нас думать иначе. Тем более, что эффективность Газпрома в настоящее время под большим вопросом. За полгода чистая прибыль «Газпрома» упала в 11,2 раза. (2017 год). Валовая прибыль снизилась на 2,8%, прибыль от продаж — на 13%. При этом сумма долга компании возросла на 217 млрд. рублей и достигла 3,659 триллиона рублей. Единственно, что держится приблизительно на прежнем уровне, так это зарплата руководства. 16 входящих в правление топ-менеджеров «Газпрома» по итогам первого полугодия заработали 331,9 млн. рублей каждый в виде зарплаты. Помимо этого они получили премии на 985 млн. рублей и «иные вознаграждения» на сумму 29,3 млн. рублей — это уже надо делить на всех.
Кроме того, проект газовой трубы до Китая, о котором и сочинен вышеуказанный ролик, «приказал долго жить». Финанс.Ру пишет о том, что Китай не будет заключать новые газовые контракты, испытывая при этом не слишком большое желание работать и по ранее заключенным. «Сила Сибири», на рекламу которой по телевидению было потрачено ничуть не меньше, чем на ее прокладку, тоже оказалась нерентабельной — предполагаемая цена газа в 600 долларов уже спустилась до 200 с небольшим. И никакая поддержка бюджета, выражающаяся в освобождении проекта от налогов, помочь не в силах.
С.А. Раткин
(Продолжение следует…)