(1452-1519)
15 апреля исполняется 565 лет со дня рождения Леонардо да Винчи, гениального итальянского художника эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства. Появились титаны по силе мысли, страсти и характеру.
Один из самых замечательных во всей истории человечества примеров этого – Леонардо да Винчи, гениальный скульптор, художник и теоретик искусства, выдающийся механик и математик. Он проектировал плотины и крепости, размышлял над секретом полета птиц, писал басни и рассказы, высказывал догадки о происхождении гор, изобретал станки и машины, досконально знал анатомию человеческого тела, был дипломатом, философом и врачом. Он воспевал и прославлял красоту души человека, его борьбу за земное счастье.
Весь мир Леонардо вкладывал в понятие «природа». «В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей»,- говорил он.
Как часть природы он рассматривал и человека, тело которого подчинено физическим законам и в то же время служит зеркалом его души». Изображая окружающий мир, он с одинаковым вниманием рассматривал распускающийся цветок, выразительный жест и улыбку человека, туманную дымку, заволакивающую далекие горы. Искусство, наука, изобретательство тесно переплетались в деятельности великого итальянца.
Родился он в окрестностях маленького городка Винчи. В 14-летнем возрасте переехал во Флоренцию Отец отдал Леонардо на обучение в художественную мастерскую Андреа Верроккио – живописца и выдающегося скульптора. Немало опыта приобрел Леонардо в мастерской Андреа и скоро оставил далеко позади и своих соучеников и своего учителя.
Откуда же черпал молодой художник эти знания, придавшие ему столько творческих сил?
С юных лет Леонардо не расставался с записной книжкой: дома, на улице, за городом он беспрестанно делал беглые наброски, зарисовывал холмы и поля, желуди, дерева, прекрасное девичье лицо, умывающуюся кошку, ноги коня, складки ткани.
Он изучал природу, не пренебрегая ничем и не останавливаясь ни перед какими трудностями. Это стремление и умение наблюдать позволили ему живо подмечать и изображать то, перед чем останавливались художники старшего поколения.
В Эрмитаже хранится одна из наиболее ранних работ Леонардо да Винчи, дошедших до нашего времени, — «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» (наименование «Бенуа» происходит от фамилии бывшего владельца). Художник изобразил юную мать в тот момент, когда она играя со своим ребенком, протягивает ему цветок и с улыбкой следит за тем, как неловко он старается его схватить.
В 1842 году Леонардо переезжает в г. Милан, правитель которого Лодовико Моро высоко ценил талант художника и изобретателя.
Первым поручением Лодовико моро был бронзовый конный памятник отцу Лодовико – Франческо Сфорца. Другая миланская работа Леонардо – «Тайная вечеря», написанная на стене зала в монастыре Санта-Мария деле Грацие. Тема заимствована из легенды о Христе. Преследуемый и обреченный Христос тайно встречается за ужином-вечерей со своими ближайшими учениками, дает им наставления и затем говорит: «Один из вас предаст меня». Все поражены. За столом и предатель Иуда. Он боится разоблачения, но все же прижимает к себе кошелек с тридцатью сребрениками, которые получил как плату за предательство. В этой картине с потрясающей силой проявил себя Леонардо — знаток человеческих характеров.
Последние два десятилетия жизни художник провел в скитаниях, переезжая с места на место, не находя настоящего применения своим талантам. Самым значительным произведением этого времени является знаменитый портрет, известный под названием «Джоконда» («Монна Лиза»).
В этом гениальном творении Леонардо добился такой выразительности взгляда молодой женщины, так тонко написал ее чуть-чуть улыбающийся рот, что в выражении лица как будто отражаются сменяющиеся противоречивые оттенки чувств и настроений – задумчивость, мечтательность, затаенная насмешка, подавленная печаль.
В одной картине весь внутренний мир человека, все богатство его душевной жизни.
Последние годы Леонардо провел во Франции и умер в 1519 году в замке Клу близ города Амбуаза, унеся с собой в могилу великое множество человеческих тайн.
Эдуард Карбджанян, преподаватель истории