«Приступая к изучению нашей словесности, — читаем у Пушкина, — мы хотели бы обратиться назад с любопытством и благоговением на ее старинные памятники… Нам приятно было бы наблюдать историю нашего народа… но, к сожалению, за нами темная степь. И «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей словесности».

Сколько боли и горечи в этом суждении! И в самом деле, нет числа невосполнимым потерям, понесенным тысячелетней русской литературой. Злая воля нападавших на Русь бесчисленных ее врагов, равнодушное время, да и просто непоправимые случайности делали свое недоброе дело…

За несколько веков до Батыева нашествия наши предки – «сыны славы, древние Русичи» выработали общий русский язык, на котором создавалась отечественная словесность. В первом по времени написания дошедшем до нас «Слове о законе и благодати» повествуется «откуда пошла есть Русская земля», «Остромирово евангелие» было переписано, а не написано, в 1057 году, значит и до него были уже на Руси книги на русском языке!

«Мы, правда, пока не располагаем письменными свидетельствами о древней нашей литературе, но это вовсе не значит, что ее не было», справедливо утверждал наш современник и исследователь русской культуры В.А. чивилихин в своем мудром и документальном романе-эссе «Память». Иначе невозможно было бы объяснить феномен возникновения чудесного «Слова о полку Игореве». Величайшее поэтическое мастерство неизвестного автора XII века имеет, конечно, глубокие корни в многовековой фольклорной и литературной и традиции древнерусской культуры. Что же касается подлинности и возраста самого «Слова», то еще А.С. Пушкин тонко заметил, что «дух древности, под который невозможно подделаться, растворен в гениальной поэме».

Дата похода новгород-северского князя Игоря против половцев зафиксирована в летописи… Это и дает нам основание говорить о нем, как о первом из дошедших до нас художественных произведений русской литературы, и цены «Слову» нет, как нет цены солнцу, воздуху, хлебу.

Когда создавалась «Божественная комедия» Данте, русская земля уже приняла на себя страшный удар монгольской орды и тем самым не дала ей поглотить Европу, которая была спасена «растерзанной и издыхающей Россией…» (А.С. Пушкин).

Жаль, что Европа сегодня об этом уже не помнит, кому обязана своим спасением и расцветом…

На протяжении всей многострадальной своей истории наши предки вынуждены были вести оборонительные войны. Только в период золотоордынского ига Русь вынесла 160 войн и грабительских набегов. Сколько же произведений литературы, живописи, архитектуры было уничтожено в огне неслыханных злодейств? Такая же злая судьба была уготована, наверное, и «Слову о полку игореве».

Но случилось чудо!

Совершенно случайно в самом конце XIII века «Слово» было обнаружено в Ярославле, в местном монастыре, основанном задолго до Батыева нашествия. С рукописи «Слова» (единственного списка XVI века) сняли несколько копий, и одна из них предназначенная Екатерине II, дошла до нас.

Воистину, ржавеет золото и истлевает сталь, крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле – печаль и долговечней – царственное слово (Анна Ахматова).

Почему нас трогает «Слово»?

Только ли потому, что ему 850 лет (страшно подумать!). Да, но не только поэтому, вслушайтесь в одну только волшебную строку поэмы: «О, русская земля! Ты уже за холмом…». Здесь и горькая любовь к родной земле, и печаль по ней, и сдержанность в проявлении сокровенного чувства, имя которому – патриотизм…

Слушайте мерную поступь его стиха: «С утра и до вечера, с вечера до света летят каленые стрелы, стучат о шлемы сабли, трещат булатные копья в чужом половецком поле. Черна земля под копытами, костьми позасеяна, и кровью полита, — горем всходит на Русской земле». Горькая, высокая песня..!

Автор говорит на языке, понятном и близком нам: «Кони ржут за Сулою. Звенит слава в Киеве, трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле».

Грядет 1223 год, страшный разгром русских войск на реке Калке, а спустя 12 лет черные полчища Батыя покроют ужасом и мраком русскую землю на еще 250 лет!

Народ наш содрогнется от неслыханного варварства лютого врага.

«Слово» — это горестный плач о «погибели земли Русской»…

К середине XI века Киевская Русь была крупнейшим государством в Европе. И жил на этой земле шестимиллионный народ, говоривший на едином языке, и грамоту разумели не только князья и церковнослужители, но и люд простой. И школы были и библиотеки, и корабли строили и оружие ковали. Иностранные государи считали за честь породниться с русскими князьями.

Это говорило о могуществе и авторитете средневековой Руси. И поддерживала она торговые, культурные и дипломатические отношения со многими государствами Европы и Азии.

Но уже в 12 веке Киевская Русь распалась на множество отдельных самостоятельных княжеств. Народ одной крови, одного языка и верования обособился. Летопись пишет: «Сказал брат брату: это мое, а то – мое тоже. И начали князья на себя крамолу ковать. А враги со всех сторон приходили с победами на Русскую землю».

И поход русского воинства во главе с Игорем Святославовичем против половцев мудрый автор «Слова» превратил в высокий подвиг, локальное событие обрело огромный размах.

Вместе с неизвестным автором «Слова» мы гордимся князем Игорем, готовым сложить свою голову ради Отечества: «Наполнившись ратным духом, повел он свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую. Братья и дружина! Лучше быть убитыми, чем полоненными. Хочу копье преломить о край степи половецкой с вами, русичи, хочу голову свою положить, либо искать шлемом из дому!»

В поэме много неба, облаков, ветра, молний, грома, туманов – всего, чем так богата наша русская природа.

До 7 сентября 1380 года, когда 26-летний князь московский Дмитрий (Донским назовет его народ) наголову разобьет Мамаево полчище, было еще так далеко! Река Непрядва, где сошлись в смертной схватке русские и золотоордынцы, унесла в вечность свои кровавые воды: сеча была неслыханной. Одна лишь ее деталь: перейдя реку, русские войска уничтожили за собой мосты – они отступать не собирались. Они шли умереть или победить.

Победа или смерть – был лозунг русских воинов в их святой борьбе за освобождение Родины. (Подобный героизм всегда был свойствен русскому воинству. Вспомним в нашу эпоху, годы Великой Отечественной войны. Битва за Москву. Слова политрука Клочкова, обращенные к солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»).

Заря свободы занялась на русском горизонте, хотя до окончательного освобождения от монгольско-татарского ига была еще целых 100 лет мук невыносимых.

А «Слово» ждало своего часа. Открываем мы сейчас это чудо и вслед за поэтом говорим: «Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче» (Б.А. Ахмадулина).

На 10 страницах «Слова» — вся русская земля 12 века, ее пожары, разоры, ее история и природа, ее люди.

Текут грозы, отворяя ворота Киева, лисицы брешут на красные щиты, волки в оврагах скликают беду, поле треснуло под дружиною!

Масштабность какая! Ярославна плачет в Путивле по мужу, а голос ее слышен на Дунае. На тысячи верст слышен голос горя. Эпический слух, эпическое зрение. Просторно и светло в этом «Слове», как в поле после дождя. Но нет звезд. Только солнце. А солнце – в затмении. Но нет забвения!

«Слово о полку Игореве» живет. Живет в музыке, в живописи, литературе. Три тысячи научных трудов посвящено ему, но каждое новое поколение будет опять прочитывать его по-своему, по-новому с бесконечной любовью и благодарностью к неизвестному автору.

Думая о неизвестном авторе, одарившем весь мир своей великой поэмой, мы вслед за Пушкиным повторим вечную истину о том, что «слова поэта суть дела его».

«Слово о полку Игореве» — наше достояние, наше богатство, неподвластное времени, учит каждого справедливости, доброте, человечности, верности Родине и своему народу.

Эдуард Карибджанян, филолог

Предыдущая статьяКресту твоему поклоняемся, владыко, и святое воскресение твое славим
Следующая статьяЗакулисье счастливого детства

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь