Куда исчезла царица Тамара?

2013 год Святейшим Патриархом — каталикосом всея Грузии Иллием II — был объявлен годом святой царицы Тамар в связи с 800-летием со дня ее смерти.

До настоящего времени ни историкам, ни археологам и ни ученым не удалось установить место ее захоронения. Не установлен также год рождения Тамар и год ее смерти в точности. По легенде, место ее будущего погребения еще при жизни Святая Тамара поручила своему сыну Георгию Лашу, будущему царю Грузии.

По той же легенде гробов из дуба, украшенных золотом и драгоценными камнями было 12, по другой — 9, по третьей — 7, по количеству княжеств, которые вместе составляли государство Грузия. Далее — 4 гроба. По этой же легенде вместе с гробом Тамар было захоронено и царская государственная казна Грузии.

Предположительно, царица Тамара умерла еще не старой женщиной — в середине января на 31 годовщине ее правления.

Прах ее несколько дней находился в соборе Мцхете, а затем был перевезен в родовую усыпальницу Багратидов в Гелати, что находилась в близи Кутаиси. Усыпальницей царей Грузии она стала по завещанию прадеда Тамар — царя Грузии Давида Строителя.

По преданию, ночью из ворот усыпальницы Багратидов выехали от четырех до двенадцати вооруженных отрядов, у каждого отряда был гроб, но никто из его членов не знал, в каком гробу находится царица Тамара, а в каких гробах находятся насильно умерщвленные «двойники» Тамар. Похоронив гроб, каждый отряд обязан был перебить мечами друг друга, чтобы ни один не остался в живых и не передал сведения о месте захоронения.

Эта версия, на мой взгляд, не соответствует действительности по причине, что слишком она жестокая для христианских обычаев.

Считаю, что о месте своего будущего захоронения Святая Тамара не советовалась ни с кем, даже со своим сыном Георгием Лашу. На мой взгляд, Тамара могла посоветоваться только со своим семейным христианским наставником, который с юных лет учил ее православию. Указанный христианский наставник и был предан отцу Тамар Георгию III, которому служил верно, честно и был его близким семейным другом, а в последствии и другом, наставником Тамар.

Царица Тамара, как и ее предшественники, считала себя потомком царей Израиля: царя Давида и его сына Соломона. Самыми влиятельными были ее прадед Давид Строитель, ее отец Георгий III и сама Тамара.

Каким образом род Багратион оказался в Грузии, а род Багратуни — в Армении, я не буду затрагивать, чтобы не возникли спорные вопросы относительно концепции происхождения Багратидов на Кавказе и не буду приводить высказывание историка Армении Моисея (Мовсеса) Хоренаци, чтобы не было между учеными историками Грузии, Армении и Израиля спорных вопросов.

Итак, за восемь веков были ли попытки установить и обнаружить место захоронения царицы Тамар?

Да, за указанное время предпринималось множество попыток, которые трудно даже подсчитать. Все они оказались безуспешными. Даже не было обнаружено ни одного гроба, украшенного золотом и драгоценными камнями. А также ни одного гроба с «двойником» Тамар. Ниже мной приводятся некоторые попытки по обнаружению места захоронения Тамар.

Была обнаружена грузинскими археологами богатая женская гробница, с золотыми серьгами, кольцами с рубином, золотыми браслетами и другими украшениями. Но при исследовании оказалось, что захоронение относится к раннему периоду — к 8 — 9 веку, т.е. за несколько веков до времени правления Тамар.

В Ватикане были обнаружены летописи, согласно которым Царица Тамар завещала своему сыну похоронить ее в древнейшем Грузинском монастыре Святого Креста в Иерусалиме. Но при исследовании археологами захоронения Тамар не было обнаружено.

Безуспешными оказались и поиски могилы Тамар и в Касарском ущелии, где якобы по завещанию царица просила похоронить ее рядом с мужем Сосланом. По другой легенде Тамар похоронена на западном склоне горы Казбек, где по преданию грузинские цари прятали царскую казну. в 1948 году альпинистам СССР не удалось обнаружить ни могилы, ни казны Грузии.

Неудачным оказалось проведенное исследование в городе Вардзна, который находится на высоте 1300 метров над уровнем мора.

Попытки поисковых мероприятий студентов геологоразведочного института Москвы под руководством мастера спорта по альпинизму Эдуарда Грекова к положительному результату не привели.

Поисковые мероприятия были проведены на царском кладбище в Гелати и Мцхете, на которые указала одна из легенд — также не привели к результату.

Неудачными оказались и исследования первой Российской телепрограммы «Искатели». Были обследованы почти все места по легенде и исследована вся Грузия. Меня заинтересовал один из эпизодов этого фильма. Один старик из села Ушгур, что в верховье реки Ингур в Сванетии еще при жизни рассказывал своим односельчанам историю, которая досталась по наследству, что могила Тамар находится в Сванетии. Но он умер и унес с собой тайну.

Царица Тамар из всех мест Империи Грузинского государства выбрала для своего захоронения территорию Северного Кавказа. И именно ту ее часть, по которой проходит Военно-Сухумская дорога или как ее ранее называли «Турецкая тропа», по которой в VIII веке вторгались арабы.

По степям кочевали тюркские племена, в средней части находились племена вайнахов: чеченцев и ингушей. Политически весь народ Северного Кавказа был разобщенным, но имел свою политику в своде предписаний обычного, неписанного права, который передавался от родителей к детям и тщательно соблюдался. Особо надо отметить уважение к старшим, присущее всем без исключения горским народам, даже после их смерти.

Грузия приняла Христианство в 327 году вслед за Арменией, которая приняла его в 301 году. Но Армения отделилась от Православия и Католицизма и стала самостоятельной Армянской Апостольской Церквью. В отличие от Православия и Католицизма признает Христа не богочеловеком, а только Богом. Таким образом, первым в мире православным государством можно считаеть Грузию.

Примерно в 1960 году коллектив стадиона имени «Орджоникидзе» г. Грозного, где работал мой дед, совершил туристическую поездку в Тбилиси. По военной грузинской дороге в Дарьяльском ущелье, на левом берегу Терек я увидел прекраснейший замок, слившийся с вершиной горы. Сo всех сторон замок был неприступен и очень красив. Директор стадиона понял, что этот замок принадлежал царице Тамар и наизусть прочитал стихотворение Лермонтова. Так я впервые услышал о царице Тамар, с тех пор я стал ею интересоваться, так как всегда любил историю.

В следующий раз с дедом поехали в Армению по этой же дороге на маршрутном такси «ЗИМ» Орджоникидзе — Тбилиси. По дороге я обратил внимание, что замка Тамар почти нет. Водитель такси объяснил, что там ищут царскую казну Грузии.

Совсем недавно, при строительстве площадки к спортивному международному турниру «Битва в горах», где проводятся «Бои без правил», в Джейрахском районе ингушскими археологами было обнаружено древнейшее захоронение и выдвинута версия, что, может быть, там захоронена царица Тамар. Но исследования оказались безрезультатными.


Царица Тамар была связана с Северным Кавказом, как и ее предшественники, народам которых она пыталась привить Христианство. На это указывают построенные древнейшие 3 христианских храма: Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимеский. Эти храмы относятся к XII веку к периоду царствования Давида Строителя. Но историки выдвигают другую версию — что храмы эти относятся к VIII веку


Христианство среди кавказских горцев распространилось еще ранее, до прихода к власти царицы Тамар, но благодаря ее энергии и заботе, имя Святой царицы Тамар в современное время передается в поэтических сказаниях, легендах народов не только в православном мире, но и среди мусульманских народов Северного Кавказа.

Грузинский православный народ верит, что царица Тамар не умерла, а спит. И когда наступит время и дойдет до нее голос скорби народов Грузии — она проснется и вновь в Грузии воцарится время ее правления. Это поверье поддерживается и отсутствием сведений о точном месте ее захоронения.

На протяжении веков в Грузии, независимо от национальной принадлежности, сложился кодекс поведения: правила гостеприимства, отзывчивости, открытости. И никаким законом они не установлены. Однако, соблюдение неписанных законов считается в настоящее время делом чести и достоинства грузин. По этой причине, все народы не только Закавказья, но и народы Северного Кавказа, принимали активное участие в военных походах вместе с грузинами, когда им угрожала опасность от врагов.

Примером может быть битва в 1195 году в окрестностях Шамхора. Атабаг Иранского Азербайджана получив поддержку и помощь от Багдадского Халифа, согласился на покорение православного Христианства в Грузии, а на ее месте установлению мусульманского государства.

Сплотившись, грузинские воины совместно с мусульманами Шамхора (в настоящее время переименован в Шамхир) нанесли объединенному мусульманскому войску сокрушительное поражение, хотя они и превосходили численностью грузинское войско под предводительством супруга царицы Тамар — Давида Сослана — осетина из Алании. Военные успехи Грузии, которые ранее недооценивались противником, а также битва у Басиани с турецким султаном Рукнаддимом и его поражение, сделали Грузию одним из могущественных государств на Ближнем Востоке при царице Тамар.

О Тамар ходили легенды. Ее красота покоряла не только всех царей, султанов, шахов соседних государств, но и поэта Шота Руставели, который был в нее влюблен и посвятил стихотворение «Витязь в тигровой шкуре».

Турецкий султан Нунардин потребовал от Тамар отказаться от православия, принять Ислам и выйти за него замуж. Царица Тамар ответила ему возмутительным, оскорбительным письмом. В ответ Нунардин собрал большое войско, напал на Грузию, но был разбит. При этом поклялся, что если ему не удалось при жизни овладеть Тамар, то он овладеет ей после ее смерти. Это стало основной причиной того, что Тамар выработала при жизни план своего захоронения. Самым отдаленным безопасным местом в Грузии, на мой взгляд, она выбрала территорию Сванетии, граничащую с Аланией (в настоящее время Карачаево-Черкессия).

На вышеуказанных территориях находились пять храмов, датируемых IX веком постройки — до крещения Киевской Руси, принявшей христианство спустя 1 век.

Мне неизвестно, по какой причине ученые, историки, археологи считают, что эти храмы были возведены Византией и Грецией, хотя грузины и армяне приняли христианство намного раньше, чем вышеуказанные государства. Тем более, что имели опыт постройки храмов в горах как в своем государстве, так и в Алании.

В Черкесске после беседы с директором Республиканского Государственного Историко-Культурного и Природного музея-заповедника Умаром Элькан Юсуповичем мне стало известно о 2 храмах, построенных на труднодоступных вершинах гор — Шоанинский храм и Сентинский храм.

Из истории мне известно было, что летом 1940 года во время раскопок в Северном Храме Нижне-Архызского городища в Кафедральном соборе Аланской Епархии у южной стены храма было обнаружено женское захоронение. Оно оказалось богатым, было обнаружено около 100 ювелирных изделий, золотые нашивки, перстни, серьги. Среди обнаруженных золотых изделий у покойной был перстень, внутри которого была гравировка: царю Армении — Ашоту Первому. И, как ни странно, он тоже был из рода Багратуни, родственного роду Багратиони. Отчетливо и совершенно точно помню, что гравировка эта была на арабском языке.

На вопрос, кто именно из археологов вскрывал эту могилу, директор музея ответил, что никаких археологов не было, а вскрывали могилу два преподавателя Карачаево-Черкесского пединститута Лайпанов Хаму и О. Петролевич.

При обнаружении перстня царя Армении Ашота Первого преподаватели должны были приостановить вскрытие и для дальнейшего исследования вызвать специалистов археологов из Москвы.

Мне неизвестно, по какой причине захоронение не было исследовано специалистами, но предполагаю, что археологи из Москвы, догадывались, что обнаружена могила Царицы Грузии Тамар. И, видимо, боясь репрессий — отказались от исследования. Ведь один царь-грузин в лице Иосифа Сталина уже был (в то время — 1940 год). И если обнаружилось бы захоронение еще одной грузинской царицы на территории СССР — реакция Сталина могла быть очень жесткой.

Возможно, по вышеуказанным причинам и не была тщательно исследована могила усопшей.

Кто такой Ашот I — Царь Армении? Ашот I занимал должность главнокомандующего армянскими войсками. В сражениях с арабами, вторгнувшимися в Армению, победил их, объявил независимость Армении от арабского халифата и силой доказал свое превосходство. На что Халиф Аль- Мутамиди признает Ашота I, по просьбе князей Армении — царем Армении и «князем князей» Армении.

Со своей стороны, император Византии Василий I посылает корону и подарки Ашоту I. Этим он признает его царствование и наделяет его полномочиями как «архоит архоитов», т.е. высшей властью по отношению к остальным правителям Закавказья. В 887 году Ашот I возложил корону не кому-нибудь на голову, а будущему первому Багратидскому царю восточной Грузии (Иверии) Адарнасэ IV, который как и царь Ашот I считал себя потомком царей Израиля.

Предполагаю, что перстень с арабскими надписями «Ашот I царь Армении» в знак признания его царем независимой Армении подарил Халиф Аль-Мутамиди также, как и византийский император Василий I подарил корону, признав тем самым независимость Армении.

На сегодняшний день существует только одна версия обнаруженного захоронения женщины в северном храме Нижне-Архызского городища. Других версий, кроме высказанной мною не существует, а жаль, по причине, что она не исследована учеными.

Еще раз повторяю, что моя версия небезосновательна — обнаруженный перстень или кольцо это не только статус, но еще и оберег. О том, что кольцо или перстень помогали защититься от чужого влияния, знали еще в древности: на каком пальце руки носила покойная кольцо имеет большое значение по той причине, что каждый палец связан с конкретным планом носившего, тем более, что оно золотое. В то время было редкостью и не всем разрешалось носить золотое кольцо или перстень. У нас в данном случае — перстень Ашота I из династии Багратидов или Багратуни наследников царя Давида и его сына Соломона — является символом величия одного рода — выходцев государства Израиль – права управлять другим государством, как своим. Одна из версий, о которой я говорил выше такова: Константин IX Мономах Византийский император увлекся дочерью красавицей царя Алании и сделал ее своей фавориткой. При этом осыпал государство Аланию богатством. Предполагается, что вероятнее всего дочь аланского царя Дургулеся Великого была захоронена в северном храме Нижне-Архызского городища. Да еще с перстнем Ашота I царя Армении.

Соглашусь, что самые высокопоставленные лица невест выбирали и выбирают по политическим соображениям. Допускаю, что Константин IX Мономах женился на дочери царя Алании, но возникает вопрос — почему дочь Алании называлась не женой императора, а фавориткой? Была ли она христианкой? Или мусульманкой? Был ли царь Алании христианином? Что у меня вызывает сомнения. А самое главное — как перстень царя Ашота I мог оказаться у невесты Византийского императора?

Перстень или кольцо царя Армении Ашота I мог переходить как символ власти рода Багратидов или Багратиони в борьбе за победу над вражескими мусульманскими соседями за сохранение христианства.

Царица Грузии Тамар, кроме того, что обладала организаторским талантом, в свое время, была еще и пророком Грузии. Получив перстень или кольцо царя Армении Ашота I по наследству от отца и оценив обстановку в мире (на востоке усиливаются агрессивные войска Чингисхана и полчища турок-сельджуков, с юга набирают мощь арабы во главе с Салах ад Дина из Дамаска, с юго-запада угрожает Византия), сопоставив все события на ближайшее время, Тамар как пророк Грузии увидела падение своей страны и завоевание ее турками, что и случилось после ее смерти при правлении ее сына. По этой причине она не передала ему по наследству перстень Ашота I. И, боясь, что сын физически не выдержит испытаний — не сообщила о месте будущего своего запланированного захоронения.

В беседе с директором музея Умаром Элькан Юсуповичем стало известно, что останки покойной в настоящее время направлены в Государственный Исторический Музей Москвы. Так что мне не удалось увидеть перстень и другие украшения на предполагаемой Царице Тамар.

А чтобы моя версия не строилась только на предположении необходимо в дальнейшем назначить генетическую экспертизу, взяв образцы для исследования у усопшего — отца Царицы Тамар царя Грузии Георгия III и у предполагаемой Царицы Тамар и провести радио-углеродный анализ всех предметов, обнаруженных в гробу для определения возраста объектов. О причине смерти царицы Тамар назначить судебно-медицинскую, судебно- химическую экспертизу и ряд других экспертиз, которые понадобятся в будущем.

Владимир Павлович Акопян

Предыдущая статьяКурорт не для всех
Следующая статьяВ Минкавказе обсудили судьбу памятников истории и культуры на территории Кавказских Минеральных Вод

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь